Форум » 3. Использование курсов дистанционного обучения, разработанных в оболочке «Конструктор блочно-модульных курсов» (КБМК) » 3.1. Дистанционные образовательные технологии в обучении: успехи, проблемы, перспективы » Ответить

3.1. Дистанционные образовательные технологии в обучении: успехи, проблемы, перспективы

Administrator: Парамзина В.В., к. пед. наук, ст. научный сотрудник ЦОТТ ПКИПКРО, Парамзина Л.И., гл. методист по курсам, Кокшаров В.Л., руководитель ЦОТТ ПКИПКРО ДО 3.1. Дистанционные образовательные технологии в обучении: успехи, проблемы, перспективы Успехи На государственном уровне создана нормативная база дистанционного обучения (ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и ФЗ "О высшем и после вузовском профессиональном образовании" (подписан Президентом РФ 10.01.2003). Законодательно дано определение понятия «дистанционное обучение» - это совокупность образовательных технологий, которые создают условия: свободного выбора обучаемым образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. В настоящее время, в качестве средств обучения при дистанционном образовании активно используются: кейс – технологии, ТВ – технологии и сетевые технологии обучения. Проблемы В своих исследованиях коллектив лаборатории ДО ИОСО РАН отмечает, что несмотря на заявления многих провайдеров, системы дистанционного обучения школьников (со специально разработанными курсами, живым общением с преподавателями и одноклассниками, мониторингом динамики усвоения и всем тем, что в нашем понимании и является дистанционным обучением) в Рунете нет, хотя технологически и технически многие проблемы можно считать решенными. Осталось только окончательно осознать необходимость дистанционного обучения как новой формы обучения. Применение дистанционных образовательных технологий в обучении школьников, серьезно тормозится, главным образом, в связи с отсутствием эффективных обучающих программ или электронных образовательных ресурсов (ЭОР), соответствующих современному уровню развития и распространенности ИКТ. Перспективы Роль сети Интернет в современной системе образования начинает осознаваться широкой педагогической общественностью. Существует потребность комплексного использования основных функций Интернет: вещательных, интерактивных, поисковых. Потребности современной школы также указывают на необходимость интеграции очных и дистанционных форм обучения (создание банка курсов ДО для профильного дополнительного и базового образования, интегрированного в существующую систему очного образования). Конструктор блочно-модульных курсов Одна из причин того, что педагоги до сих пор мало связаны с созданием собственных дистанционных курсов связана с отсутствием в их распоряжении удобной, а главное - простой оболочки, оболочки, позволяющей создавать такие курсы. Для решения этой проблемы специалистами ЦОТТ ПКИПКРО создаётся специальная инструментальная среда - Конструктор блочно-модульных курсов. В настоящее время система находится в стадии программирования. Кратко характеризуя возможности системы, следует сказать следующее. 1. Оболочка позволяет создавать дистанционный ресурс по следующей структуре: Раздел 1 Блок 1.1 Модуль Модуль Модуль Блок 1.2 Модуль Модуль Блок ... Раздел 2 Блок 2.1 Блок 2.2 Блок ... Раздел ... Блок ... Блок Блок ... Содержательной частью курса является Модуль. Модуль создаётся в редаторе Word и мохраняется как веб-страничка. К модулю примыкают следующие его составные части: Мультимедиа (файлы, дополняющие и раскрывающие основное содержание модуля), Тест (контроль усвоения модуля), Глоссарий, Библиография. Курс разрабатывается в рабочей среде преподавателя. Созданный курс просматривается в Дистанционном классе, в который имеют доступ зарегистрированные на данный курс слушатели. В настоящее время Рабочая среда разработчика готова в объёме более 80 процентов, Дистанционный класс - в объёме более 40 процентов. Работа продолжается. [i]Уважаемые коллеги! Какие проблемы, успехи и перспективы в дистанционного образования видите вы?[/i] Считаете ли вы необходимыми для себя наличие и владение оболочкой типа Конструктор блочно-модульных курсов?

Ответов - 47, стр: 1 2 3 All

lubov: на платных курсах многие дети не имеют возможности обучаться

Administrator: Школа в праве организовать свою систему дистанционного обучения, бесплатную для ребёнка. Вся законодательная база для этого имеется, нужен лишь административный ресурс в виде желания руководства взяться за это направление работы

ева: У нас другая проблема село и доступ в интернет имеют не все дети.


Administrator: На самом деле, проблемы нет. Во всех местах, где работает сотовый телефон, есть и Интернет. На самом деле, необходимо просто желание этим заниматься

Усович С.М.: Administrator пишет: На самом деле, проблемы нет. Во всех местах, где работает сотовый телефон, есть и Интернет. Но есть такие места, например наше село, где нет сотовой связи. Поэтому учащиеся, желающие получать дополнительные знания вынуждены заниматься либо в школе после уроков, либо сидеть подолгу в Интернете у своих друзей. А как же забота о здоровье ученика?

Парамзина Л.И.: Кроме использования Интернет -технологий при дистанционном обучении возможно применение кейс-технологий (носитель, в данном случае не имеет значение). В едином Банке образовательных программ www. edubank.perm.ru размещены курсы для авторов-разработчиков курсов дистанционного обучения: -"Основы структурирования учебных материалов для электронных учебных пособий, курсов ДО"; -"Технология создания курсов дистанционного обучения"

ОЛЬГАГЕНН: Вся проблема в желании детей. Многие дистанционные курсы дают только теоретический материал, а для поддержания интереса детей необходима система несложных проверочных в виде тестов, например. Сложные контрольные, практикумы, как правило, отбивают желание.

Administrator: ОЛЬГАГЕНН пишет: Вся проблема в желании детей. Вся проблема в нежелании и, зачастую, неумении педагога, не в упрёк ему это будет сказано, просто констатация факта. Детям это всё какраз интересно, сужу по собственному опыту.

Парамзина Л.И.: В едином Банке образовательных программ www. edubank.perm.ru размещены курсы для авторов-разработчиков курсов дистанционного обучения: -"Основы структурирования учебных материалов для электронных учебных пособий, курсов ДО"; -"Технология создания курсов дистанционного обучения"

Sarkisyan: Внимательно прочла предыдущие сообщения. Выскажу своё мнение по дискуссии о дистанционном обучении: 1. "На платных курсах многие дети не имеют возможности обучаться". Не секрет, что многие учащиеся нацеленные на поступление в ВУЗы, занимаются с репетиторами и платят при этом немалые деньги, значит, если будет возможность обучаться на толковом дистанционном курсе, то и деньги найдут многие. 2. "Школа в праве организовать свою систему дистанционного обучения, бесплатную для ребёнка. Вся законодательная база для этого имеется, нужен лишь административный ресурс в виде желания руководства взяться за это направление работы". Интересно, а кто курсы бесплатно разрабатывать будет - тоже администрация, очень сомневаюсь. Значит опять учитель-энтузиаст, время изменилось и отдавать свой труд никто даром не обязан. 3. "У нас другая проблема село и доступ в интернет имеют не все дети." Одним из плюсов дистанционного обучения является возможность для каждого работать в удобном ему темпе и графике. Если этого нет, то и плюсов становиться меньше. Конечно, можно организовать курсы на базе школьного кабинете с доступом в Интернет, по отчётам с экрана таковые имеются везде, но теряется свобода выбора времени, да и на учителя информатики дополнительная нагрузка, а всем ли это надо? 4. "На самом деле, проблемы нет. Во всех местах, где работает сотовый телефон, есть и Интернет. На самом деле, необходимо просто желание этим заниматься". Интересно, а Вы пробовали проходить дистанционное обучение нажимая клавиши на сотовом телефоне? 5. "Вся проблема в желании детей. Многие дистанционные курсы дают только теоретический материал, а для поддержания интереса детей необходима система несложных проверочных в виде тестов, например. Сложные контрольные, практикумы, как правило, отбивают желание". Смысл дистанционных курсов не в облегчении изучаемого материала, а в его углублении. Минимум знаний даётся по каждому предмету на уроке, а если ребёнок не хочет трудиться, так зачем ему курсы? "Применение дистанционных образовательных технологий в обучении школьников, серьезно тормозится, главным образом, в связи с отсутствием эффективных обучающих программ или электронных образовательных ресурсов (ЭОР), соответствующих современному уровню развития и распространенности ИКТ. " Согласна на все 100%. Занималась дистанционным обучением работая в Минеральных Водах. Приоритетным, к сожалению, было не то, что надо учащимся, а то, что надо отчитаться о внедрении очередной фишки. Вроде и курсы разрабатывались серьёзными преподавателями ВУЗов, но всё наспех, дублирование материалов учебника, слабый контроль, отсутствие обратной связи с преподавателем. В результате год работали, отчитались, вздохнули с облегчением и забыли. Идея дистанционного обучения мне нравиться. Но отсутствие грамотных с точки зрения методики и наполнения материалов пока сводит её почти на нет. Обучение, на которое надо тратить дополнительное время должно давать ощутимые результаты: углублять и расширять знания, готовить к сдаче экзаменов, давать возможность ликвидировать пробелы в знаниях. Курсы должны быть нужны и интересны учащимся и разработать такие курсы не получиться с налёту или по приказу администрации. Нужна работа группы людей - хороших предметников, методистов, программистов. Сколько сил и ресурсов было потрачено на создание комплектов ЦОРов по предметам, во многих школах они так и остались лежать в коробках. Не хотелось бы повтора такой ситуации.

Administrator: Спасибо за обстоятльный комментарий, хотелось бы подискутировать по ряду вопросов, буду следоватьпунктам, которые имеются в вашем сообщении. Sarkisyan пишет: 2. "Школа в праве организовать свою систему дистанционного обучения, бесплатную для ребёнка. Вся законодательная база для этого имеется, нужен лишь административный ресурс в виде желания руководства взяться за это направление работы". Интересно, а кто курсы бесплатно разрабатывать будет - тоже администрация, очень сомневаюсь. Значит опять учитель-энтузиаст, время изменилось и отдавать свой труд никто даром не обязан. Здесь не может быть двух мнений: пора прекращать выезжать на энтузиазме учителя. И в этом смысле ДО окажет большую помощь. С самого начала своего существования ДО было коммерческим. Для того, чтобы учитель начал зарабатывать на нём деньги, необходимо следующее: 1. Наличие простой оболочки, позволяющей учителю на уровне базовой ИКТ компетентности создать в ней дистанционный курс. В настощее время нами такая оболочка создаётся в ЦОТТ ПКИПКРО: Конструктор блочно-модульных курсов. 2. Наличие у учителя базовой ИКТ-компетентности, пзволяющей ему переводить накопленные методические, дидактические материалы в электронный вид, и самое главное, ЖЕЛАНИЕ это делать, ибо обучение по схеме язык-доска-мел отработано, и, на первых порах, отнимает у учителя гораздо меньше времени. 3. Оформление договорных (коммерческих) отношений между держателями оболочки, и создателями курса для неё (прежде всего, педагогами). Законодательная же база для всего этого, повторюсь, имеется, было б желание работать в данном направлении. Sarkisyan пишет: "На самом деле, проблемы нет. Во всех местах, где работает сотовый телефон, есть и Интернет. На самом деле, необходимо просто желание этим заниматься". Интересно, а Вы пробовали проходить дистанционное обучение нажимая клавиши на сотовом телефоне? Речь идёт не об обучении через телефон, а об использовании ресурса сотового телефона, оторый может выступать в качестве модема для копьютера, или об использвании специального USB модема, который также использует ресурс сотовой связи. То есть, воткнул в USB порт модем или свой сотовый, и вот он, весь рсурс Интернета перед вами, даже в самом глухом месте. И, опять же: Было б желание его ипользовать для обучения. Цена за траффик также вполне приемлемая, в районе 2.50 за мегабайт. Скорость, особенно в сети 3G, вполне комфортная. Нету просто желания, обучение по старинке роднее

Sarkisyan: Не надо хмуриться. )) Будет оболочка для курсов, я только за.Конечно, создавая курс, нужно знать тонкости дистационного обучения, ведь не секрет, что воспринимаются электронные документы тяжелее бумажных Есть свои тонкости в психологическом и наглядном восприятии материала. Научите этому, все скажут спасибо. Я работала методистом в БММЦ, вела много курсов и действительно видела беду сельских школ в уровне их компьютеризации. Согласно, что многие взрослые опасаются новых технологий, у многих нет сил и времени на их изучение (работают как лошади, чтоб выжить). Хотя, всё при желании и наличии стимула возможно. Мне нравиться идея дистанционки, хотелось бы увидеть и поучаствовать в её успешной реализации.

Вараксин Г.С.: Sarkisyan пишет: воспринимаются электронные документы тяжелее бумажных Не согласен с вами. У электронных ресурсов намного больше возможностей по сравнению с бумажными документами. Это интерактивность, гиперсвязи, мультимедиа, анимация, звук. Можно использовать одновременно несколько сенсорных каналов учащихся в процессе восприятия учебной информации. Sarkisyan пишет: Научите этому, все скажут спасибо. Научим. Отправляйте заявки в единый банк образовательных программ. Там уже размещены все необходимые внебюджетные курсы по этому направлению. Sarkisyan пишет: Мне нравиться идея дистанционки, хотелось бы увидеть и поучаствовать в её успешной реализации. Приглашаю в сообщество «Системный подход к организации учебного процесса в школе» (автор Вараксин Г. С.), организованное в сервисе МОЙ МИР. Ссылка на сообщество: http://my.mail.ru/community/system_process В сообществе представлена авторская концепция организации учебного процесса в школе на основе использования системных электронных образовательных ресурсов. Для проектирования этих интерактивных учебных материалов предлагается Конструктор Учебных Кейсов, подготовленный с помощью пакета прикладных программ MS Office и бесплатно распространяемого программного обеспечения. Инструментальная среда обеспечена всеми необходимыми бланками, шаблонами, формами, фреймами и предназначена для разработки учебных ресурсов, совместимых с технологией модульного обучения. Это возможность реализации кейс-технологии в модульном и дистанционном обучении.

NikNik: Дистанционное обучение учащихся будет успешным, только тогда, когда будет учитель материально заинтересован администрацией школы. На одном энтузиазме ничего не получится. У ребенка - интерес, у педагога - заинтересованность.

Administrator: Дистанционка тесно завязана на авторстве, а авторство - на коммерческом подходе к реализации того, чем автор владеет. В настоящее время у учителей-самородков накоплен огромный потенциал авторских ресурсов. Переведи их в электронный вид, и размести в Интернете, регаламенировав доступ, и тогда учитель впервые сможет заработать деньги "собственным умом", так сказать

Парамзина Л.И.: В Едином Банке образовательных программ размещены для скачивания участниками семинара методические рекомендации "Подготовка авторских электронных материалов для регистрации в качестве интеллектуальной собственности", а также информация о внебюджетном курсе дистанционного обучения (под тем же названием, объем 24 часа), для тех, кто интересуется проблемой авторского права на ЭОР.

NikNik: Это все в идеале...Но нужно много времени уделять своему самообразованию, находя новые знания в Интернете, чтобы в дальнейшем самому приобрести не только знания. но навыки и умения работы с ЦОРами.

fedorova_e_v: Сетевые технологии обучения, думаю, будут востребованы в ближайшем будущем. Они актуальны и сейчас, в частности в профильном обучении, дополнительном образовании. При желании можно попробовать их в предпрофильной подготовке. А пока, прежде чем я, как учитель, предложу новую форму обучения своим учащимся, я должна немало времени посвятить тому, чтобы создать этот курс в оболочке, наполнить его грамотным содержанием, с учётом всех требований, замотивировать обучающихся, научить их управляться с данной средой, и, пожалуй, самое главное - научить детей учиться самостоятельно. Огорчает, что не так быстро всё получается, как нам всем хотелось бы.

Administrator: fedorova_e_v пишет: Сетевые технологии обучения, думаю, будут востребованы в ближайшем будущем. Они актуальны и сейчас, в частности в профильном обучении, дополнительном образовании. При желании можно попробовать их в предпрофильной подготовке. А пока, прежде чем я, как учитель, предложу новую форму обучения своим учащимся, я должна немало времени посвятить тому, чтобы создать этот курс в оболочке, наполнить его грамотным содержанием, с учётом всех требований, замотивировать обучающихся, научить их управляться с данной средой, и, пожалуй, самое главное - научить детей учиться самостоятельно. Огорчает, что не так быстро всё получается, как нам всем хотелось бы. Спасибо за взвешенное суждение. Я бы разделил проблему на две составляющих: то что касается учителя, и то, что касается ученика. Да, учителю сложно создать собственный дистанционный урок (курс), да, при нашей системе образования у него на это мало времени, и т.п. Решение опять же кроется в самом педагоге: если есть ЖЕЛАНИЕ создать единожды дистанционный ресурс, а потом получить бонус за его многократное использование без особых затрат ваших сил и времени, то, думаю, технические проблемы вполне решаемы. Сложнее другое. Как вы пишите, "самое главное - научить детей учиться самостоятельно". Вот она, главная проблема. Традиционная классно-урочная система, в том виде, в каком она сейчас существует, НЕ УЧИТ, и не стимулирует детей к тому, чтобы учиться самостоятельно. Дети в стреднестатистической современной школе- просто потребители образовательной услуги, и всё. Решение же этой проблемы связано с коренной перестройкой системы образования, нам очевидно, что эволюционным путём (реформируя както классно-урочную систему) её не решишь.

dubrava: По поводу дистанционных курсов в профильном обучении. Думается, что самая большая проблема в том, где взять учителю время для разработки таких курсов. Об оплате не говорю, к сожалению,в подавляющем большинстве школы не имеют средств для поощрения учителя



полная версия страницы