Форум » 3. Использование курсов дистанционного обучения, разработанных в оболочке «Конструктор блочно-модульных курсов» (КБМК) » 3.1. Дистанционные образовательные технологии в обучении: успехи, проблемы, перспективы » Ответить

3.1. Дистанционные образовательные технологии в обучении: успехи, проблемы, перспективы

Administrator: Парамзина В.В., к. пед. наук, ст. научный сотрудник ЦОТТ ПКИПКРО, Парамзина Л.И., гл. методист по курсам, Кокшаров В.Л., руководитель ЦОТТ ПКИПКРО ДО 3.1. Дистанционные образовательные технологии в обучении: успехи, проблемы, перспективы Успехи На государственном уровне создана нормативная база дистанционного обучения (ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и ФЗ "О высшем и после вузовском профессиональном образовании" (подписан Президентом РФ 10.01.2003). Законодательно дано определение понятия «дистанционное обучение» - это совокупность образовательных технологий, которые создают условия: свободного выбора обучаемым образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени. В настоящее время, в качестве средств обучения при дистанционном образовании активно используются: кейс – технологии, ТВ – технологии и сетевые технологии обучения. Проблемы В своих исследованиях коллектив лаборатории ДО ИОСО РАН отмечает, что несмотря на заявления многих провайдеров, системы дистанционного обучения школьников (со специально разработанными курсами, живым общением с преподавателями и одноклассниками, мониторингом динамики усвоения и всем тем, что в нашем понимании и является дистанционным обучением) в Рунете нет, хотя технологически и технически многие проблемы можно считать решенными. Осталось только окончательно осознать необходимость дистанционного обучения как новой формы обучения. Применение дистанционных образовательных технологий в обучении школьников, серьезно тормозится, главным образом, в связи с отсутствием эффективных обучающих программ или электронных образовательных ресурсов (ЭОР), соответствующих современному уровню развития и распространенности ИКТ. Перспективы Роль сети Интернет в современной системе образования начинает осознаваться широкой педагогической общественностью. Существует потребность комплексного использования основных функций Интернет: вещательных, интерактивных, поисковых. Потребности современной школы также указывают на необходимость интеграции очных и дистанционных форм обучения (создание банка курсов ДО для профильного дополнительного и базового образования, интегрированного в существующую систему очного образования). Конструктор блочно-модульных курсов Одна из причин того, что педагоги до сих пор мало связаны с созданием собственных дистанционных курсов связана с отсутствием в их распоряжении удобной, а главное - простой оболочки, оболочки, позволяющей создавать такие курсы. Для решения этой проблемы специалистами ЦОТТ ПКИПКРО создаётся специальная инструментальная среда - Конструктор блочно-модульных курсов. В настоящее время система находится в стадии программирования. Кратко характеризуя возможности системы, следует сказать следующее. 1. Оболочка позволяет создавать дистанционный ресурс по следующей структуре: Раздел 1 Блок 1.1 Модуль Модуль Модуль Блок 1.2 Модуль Модуль Блок ... Раздел 2 Блок 2.1 Блок 2.2 Блок ... Раздел ... Блок ... Блок Блок ... Содержательной частью курса является Модуль. Модуль создаётся в редаторе Word и мохраняется как веб-страничка. К модулю примыкают следующие его составные части: Мультимедиа (файлы, дополняющие и раскрывающие основное содержание модуля), Тест (контроль усвоения модуля), Глоссарий, Библиография. Курс разрабатывается в рабочей среде преподавателя. Созданный курс просматривается в Дистанционном классе, в который имеют доступ зарегистрированные на данный курс слушатели. В настоящее время Рабочая среда разработчика готова в объёме более 80 процентов, Дистанционный класс - в объёме более 40 процентов. Работа продолжается. [i]Уважаемые коллеги! Какие проблемы, успехи и перспективы в дистанционного образования видите вы?[/i] Считаете ли вы необходимыми для себя наличие и владение оболочкой типа Конструктор блочно-модульных курсов?

Ответов - 47, стр: 1 2 3 All

Вараксин Г.С.: Оплаты за разработку дистанционных курсов от администрации не дождетесь. Возможный вариант - разработка учебных материалов в режиме взаимодействия педагогов - коллег в предметной области с включением в творческие группы учащихся старших классов - добровольцев, имеющих базовый уровень ИКТ-компетентности. Следующий шаг - лицензирование учебных продуктов, защита авторства. Затем тиражирование и коммерческая реализация. Только на этом пути можно получить доходы, компенсирующие затраты времени и сил на разработку проектов. Организация коллективной творческой деятельности обеспечивает снижение индивидуальных затрат времени на уровне исполнителей - участников группы. Таким образом, можно решить сразу две задачи: экономия времени и возможность получения доходов за выполненную работу. Вашему вниманию предлагается инструментальная среда "Конструктор учебных кейсов", который имеет все необходимые компоненты и инструментальные средства для решения этих задач. Более подробная информация о конструкторе и концепции проектирования электронных учебных материалов представлена на страницах сообщества "Системный подход к организации учебного процесса в школе" http://my.mail.ru/community/system_proces

Усович С.М.: Дистанционные курсы нужны, особенно тем учащимся да и учителям, которые не всегда имеют возможность обучаться очно в силу различных причин. Дистанционные курсы позволяют без отрыва от работы и дома удовлетворить потребность в самообразовании.

Вараксин Г.С.: Полностью с вами согласен.


irischka-p: На дистанционные курсы также не всегда хватает времени (имеется ввиду у детей). Например, в нашей школе дети 10-11 классов занимаются в Телешколе и при этом никто не отменял их домашних заданий, их творческой деятельности.

Administrator: irischka-p пишет: На дистанционные курсы также не всегда хватает времени (имеется ввиду у детей). Например, в нашей школе дети 10-11 классов занимаются в Телешколе и при этом никто не отменял их домашних заданий, их творческой деятельности. Я думаю, что это замечательно, когда дистанционная форма обучения (Телешкола) сочетается с традиционной. КПД такой деятельности будет гораздо выше

tv_mironova@inbox.ru: На мой взгляд, если есть желание, то найдутся и возможности добиться цели, это я про дистанционку! Это уникальный шанс повысить свою квалификацию не выходя из дома...А если желания нет, то всегда найдутся причины невыполнения чего-угодно.

Administrator: Полностью с вами согласен!

irischka-p: Одного только желания не достаточно!

Sarkisyan: Сегодня заявлен очный семинар. Где он?

Вараксин Г.С.: Очный семинар идет. Много сообщений от педагогов. Я был занят на другой теме, включился поздно. Я автор другой инструментальной среды - КУК (конструктор учебных кейсов). Постараюсь отреагировать на некоторые записи.

Administrator: По техническим причинам дистанционный семинар по Конструкторам блочно-модульных курсов и дистанционному обучению перенесён на сегодня. Простите за доставленные неудобства

kanabeki: Дистанционное обучение эффективно. Педагоги нашей школы уже им пользуются для себя. Но из 75 учащихся нашей школы всего 10 имеют домашний компьютер. а Интернет всего 4. Следовательно, дистанционное обучение для наших учащихся - проблема.

Вараксин Г.С.: Выход в кейс-технологии. Учащиеся могут работать самостоятельно с пакетами электронных учебных материалов, включающих в себя все необходимые компоненты для оганизации самостоятельных учебных действий. Контроль учебных достижений можно организовать по одному из возможных вариантов - очный (сессионный) режим или отправка по почте результатов выполнения контрольных заданий

Administrator: kanabeki пишет: Дистанционное обучение эффективно. Педагоги нашей школы уже им пользуются для себя. Но из 75 учащихся нашей школы всего 10 имеют домашний компьютер. а Интернет всего 4. Следовательно, дистанционное обучение для наших учащихся - проблема а какова обеспеченность компьютерами школы? Имеется ли хороший интернет?

бег: дистанционное обучение нужно - это будущее школы и от этого не уйти. но где найти время для разработки таких курсов и материальное поощрение тоже не на последнем месте.

Вараксин Г.С.: На материальное поощрение трудно рассчитывать. Время для разработки дистанционных курсов найти трудно в условиях перегрузки педагога учебными часами. Это очень серъезные проблемы, которые в одиночку решить почти невозможно. Предлагаю обратить внимание на идею совместной подготовки элекронных учебных материалов с помощью инструментальных сред "Конструктор учебных кейсов" и "Конструктор блочно-модульных курсов". Идея совместной подготовки к урокам, предложенная порталом WEB 2.0 - неработоспособна, хаотична, несистемна.. Я предлагаю альтернативную систему организации коллективного творчества и вовлечения в этот процесс учащихся старших класоов. Эта система построена на основе использования инструментальной среды "Конструктор Учебных Кейсов". Это позволит снизить личные затраты времени на проектирование учебных продуктов. После лицензирования результатов проектной деятельности, тиражирования учебной среды и реализации можно увидеть возможности решения финансовых проблем. Но это только в том случае, если продукт будет конкурентноспособен и востребован.

galin-matveeva: Дистаннционное обучение это хорошо. Оно позволяет расширить знания ребёнка и учителя. Но существует ряд ограничений для этого: техническая поддержка для создания курсов и оформления. Поэтому, я считаю, необходим банк данных для учителей, содержащий необходимую информацию по вопросам создания курсов ДО. У учителя нет достаточно свободного времени, чтобы наугад, что-то делать.

Вараксин Г.С.: *PRIVAT*

Aleksey: Из моего небольшого опыта работы в данной технологии я могу сделать следующий вывод: перспектив развития данной технологии конечно есть, но наряду с этим на настоящий момент существуют множество проблем. Например, нехватка времени как у педагога, так и у учеников. Еще следует выделить слабую мотивированность учеников на занятие данным видом деятельности, в том случае, если это не профильный предмет. При использовании данной технологии осуществляется слабый контроль за усвоением знаний. Возникает проблема авторства, т.е. действительно ли данный ученик выполняет задания сам, или это кто-то делает за него.

Вараксин Г.С.: Читайте мои предыдущие комментарии на этом форуме. Возможно найдете некоторые ответы на те проблемы, которые вы высказали. Еще лучше познакомиться со всеми моими материалами по теме "Конструктор Учебных Кейсов". После этого можно еще пообщаться, в том числе и через электронную почту. Поэтому приглашаю вас в свою авторскую творческую группу "Системный подход к организации учебного процесса" http://metodisty.ru/m/groups/view/sistemnyi_podhod_k_organizacii_uchebnogo_processa Еще одно мое сообщество в сервисе МОЙ МИР - http://my.mail.ru/community/system_process На страницах сообщества много полезной для вас информации и интерактивных опросов. Готов оказывать методическую помощь в вопросах проектирования электронных обучающих материалов.



полная версия страницы