Форум » 1.«Авторская модель школы: миф или реальность» » Авторская модель школы: миф или реальность » Ответить

Авторская модель школы: миф или реальность

Administrator: Авторская школа – миф или реальность? Пеленев А.Ф., к.п.н., доцент кафедры управления и экономики образования ПКИПКРО Реальны ли авторские школы? В широком смысле – конечно, да. В истории образования известно немало уникальных образовательных учреждений, созданных творческими руководителями и педагогами. Настоящее время, требующее системных изменений в образовании, не менее богато на существование авторских высокоэффективных ОУ. Многие конкретные школы в отдельных аспектах жизнедеятельности – авторские, а в других – нет, т.е. применяют на практике то, что создано другими. Разные школы отличаются содержанием и уровнем своего авторства. Вопрос, сформулированный в заголовке, по нашему мнению, содержит следующие актуальные аспекты: 1) Существует ли объективная потребность в создании авторских школ? 2) Имеются ли необходимые ресурсы для создания авторских школ, обеспечивающих доступность, качество и эффективность образования детей? 3) Каков потенциал авторских школ в развитии образования в целом? 4) Имеются ли благоприятные социальные условия для разработки и реализации авторских моделей ОУ? На обсуждение педагогического сообщества выносятся изложенные ниже точки зрения автора по первому и четвертому вопросам. Предлагается также проанализировать внутренний потенциал школ, оценить уровни развития образовательных коллективов и компетентности педагогов и руководителей в разработке авторских моделей школ. Участников педагогического совета приглашаем сформулировать свои вопросы по проблеме и прислать их по электронному адресу poipkro@perm-edu.ru. В настоящее время общество, государство, обучающиеся, их родители и педагоги-профессионалы не удовлетворены уровнем готовности молодежи к успешной жизни в современных, динамично меняющихся социальных условиях. Исследования независимых специалистов показывают, что подавляющее большинство российских школьников существенно уступают зарубежным сверстникам во всех компонентах своего развития, выходящего за пределы репродуктивных знаний и умений по академическим учебным предметам. Установлен парадоксальный факт: успеваемость учеников в школе и успешность их в жизни не коррелируют, следовательно, школа не выполняет свое главное социальное предназначение. Российское образование нуждается в реформировании, в системных изменениях, необходимых для приведения его результативности в соответствие с потребностями жизни и развития человека и общества. На решение этой задачи направлена государственная политика в сфере образования. Образовательное учреждение как открытая социальная система может быть представлено в следующей модели: Внешние условия жизнедеятельностиОУ --->Внутренние ресурсы ОУ --->Образовательный и другие внутренние процессы --->Образовательные и др. результаты деятельности ОУ Непосредственным фактом образовательной результативности является образовательный процесс, другие факторы влияют на результативность, воздействуя на направленность и содержание ОП. В сложившейся практике он имеет ряд существенных недостатков, определяющих низкую результативность и эффективность образования. Во-первых, это - ошибочная направленность деятельности педагогов. При декларировании развития и благополучия обучающихся в качестве главных целей образования, фактически ими выступают достижение формальных показателей овладения учениками предметными ЗУНами, использование «современных» технологий и выполнение других процессуальных нормативов и требований. Во-вторых, это – экстенсивность образовательной деятельности, т.е. стремление достичь цели за счет запредельных затрат времени, сил и других ресурсов. Существующая массовая практика образования может быть охарактеризована как педагого- и административно-центрированная. Она определяется не законами развития обучающихся, их потребностями и интересами, а стремлением подчинить их деятельность внешним требованиям педагогов и администраторов. Естественно, внешнее принуждение и перегрузка детей вызывает стремление защититься от них, в т.ч. демотивацию учения, что приводит к разрушению единства целей детей и педагогов. Наличие административного ресурса позволяет цели педагогов сделать доминирующими, т.е. принудить детей воспроизводить предметные ЗУНы. Такой образовательный процесс может быть назван не только педагого-центрированным, но и репродуктивно-принудительным. Названные системные свойства ОП неизбежно ведут лишь к овладению учащимися репродуктивным и протестным опытом. Способности же отдельных выпускников к аналитическому мышлению, конструктивному и креативному уровням деятельности, чаще всего происходит не благодаря обучению в школе, а вопреки ему, за счет других факторов. Одним из существенных и необходимых средств развития образования, наряду с формулированием государственного заказа на образовательные результаты, выступает внутренняя реформа в ОУ. Суть данной реформы состоит в изменении смыслов, направленности деятельности образовательных коллективов с доминирования целей педагогов в образовательном процессе на его осуществление в соответствии с целями и интересами детей, повышения уровня их инициативы и самостоятельности в развивающей деятельности. Эффективным и необходимым средством такой трансформации станет проектирование моделей авторских школ, разрабатываемых совместно обучающимися, их родителями, педагогами и руководителями ОУ. Объектами совместного проектирования могут стать: устав учреждения, другие локальные акты, технологии выполнения государственного образовательного заказа, дополнительно к нему образовательные цели и средства их достижения, развитие ресурсного обеспечения ОП и система управления. Такая модель неизбежно будет иметь потенциал саморазвития на основе само- и соуправления жизнедеятельностью учреждения с участием авторов ее разработки. Закон об образовании РФ, приоритеты государственной политики в сфере образования дают возможность образовательным учреждениям осуществлять инновации, повышающие качество и эффективность образования. В ПНПО предусмотрено и реализуется на практике материальное поощрение педагогов и педагогических коллективов, осуществляющих инновационное развитие, в т.ч. создание авторских школ и отдельных компонентов их жизнедеятельности. Следовательно, необходимые социальные условия для разработки и реализации авторских школ имеются. Рекомендуемая литература 1.Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002. 2.Пеленев А.Ф. разработка программы развития образовательного учреждения / Инновации в ДОУ как условие обеспечения качества дошкольного образования. – Пермь, 2006.

Ответов - 2

Administrator: Управление образования администрации Верещагинского муниципального района Пермского края МОУ ДПО РМК Известно, что авторские школы возникли в конце 80-х годов как альтернатива авторитарной советской школе, как результат инициативы директора или школьной команды. Они ставили перед собой задачу изменить характер и содержание образовательного процесса, отношения между учителем и учеником, а так же роль школы в социуме. Существовали ли какие-то общие направления поиска в авторской школе? Повлияли ли авторские школы на качественные изменения в системе образования? Каков механизм защиты детей от непродуманных инноваций?

Administrator: Вопрос: Существовали ли какие-то общие направления поиска в авторской школе? 1. Доля авторских школ в России невелика, поэтому говорить о статистически значимых направлениях авторского поиска не приходится. Приведем лишь компоненты школьной образовательной системы, в которых на практике осуществляются авторские инновации: 1) обогащение воспитательного процесса эстетическим, краеведческим, экологическим, физическим и техническим содержанием; 2) развитие ученического и родительского соуправления; 3) введение дополнительного содержания в учебный процесс за счет новых учебных предметов и углубленного изучения традиционных. Вопрос: Повлияли ли авторские школы на качественные изменения в системе образования? 2. К сожалению, в силу малочисленности и недостаточного знания педагогами и менеджерами образования сущности инноваций и факторов повышения качества эффективных авторских инноваций, они не привели к системным изменениям в образовании. Вопрос: Каков механизм защиты детей от непродуманных инноваций? 3. Согласно закону об образовании РФ ОУ и педагоги имеют право осуществлять инновационные изменения в своей деятельности, направленные на повышение качества образования. Но эти инновации на практике в большинстве, увеличивая нагрузку на детей, не дают им жизненно необходимого опыта конструктивного и креативного уровней. Специально созданных механизмов защиты детей от некомпетентных инноваций нет. Но существует контроль процесса и результатов образовательной деятельности на институциональном и региональном уровнях управления. Этот контроль предназначен обнаруживать и корректировать ошибки в работе педагогов и педагогических коллективов. К сожалению, существующий процесс коррекции малоэффективен, т.к. контролеры изучают лишь технологии деятельности педагогов, отчеты и формальные показатели. Вопрос: Можно ли разработать программу развития школы без участия научного руководителя? На каком уровне она утверждается? 4. Практика разработки программ развития в ОУ существует. Она становится массовой в результате предъявления императивных требований к руководителям ОУ иметь такие программы. Но в большинстве случаев они составлены методом переписывания и «косметической» коррекции программ, разработанных другими специалистами, и поэтому фактически оказываются формальными. Главная причина этого – низкая теоретическая компетентность «разработчиков» программ в вопросах их предназначения, сущности и содержания. В коллективе, разрабатывающем программу развития, необходим хотя бы один специалист, имеющий исследовательский уровень компетентности. Наличия ученой степени, звания и должности, как показывает практика, недостаточно. Необходимы компетентность именно в теоретических вопросах развития образовательных систем и в осуществлении проектировочной деятельности. Вопрос: Есть ли в Пермском крае известные авторские школы с хорошими результатами? Где и какие? 5. В конце 80-х гг. существовала авторская школа математика Макарова Юрия Афанасьевича, работающего в рамках педагогики сотрудничества. В настоящий момент говорить о наличии авторских школ в крае не приходится, т.к. в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» происходит переход от новаторов учителей – одиночек к массовому явлению в педагогическом сообществе. А.Ф. Пеленев - доцент, к.п.н.



полная версия страницы